Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Общеизвестно, что любовь к Родине, стремление к сохранению ее культуры, восстановлению ее материальных и духовных ценностей целесообразно начинать с детства, с формирования ценностных ориентаций личности. Поэтому одним из приоритетных направлений в работе педагогического коллектива МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6 «Звездочка» является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. За годы работы по этому направлению в детском саду:
Возникшая в годы перестройки идея воспитания гражданственности и патриотизма дошкольников на основе их ознакомления с наиболее значимыми и доступными их восприятию событиями исторического прошлого России, родного детям Калужского края не потеряла своей актуальности и в настоящее время. Одна из авторов программы «Из детства – в отрочество», по которой работает детский сад, Т.Н.Доронова пишет: «Наша страна переживает социально-экономические трудности, которые оказывают негативное влияние в первую очередь на самых маленьких, идеологически незащищенных ее граждан – детей дошкольного возраста. В силу возрастных особенностей их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. Общий дух разговоров в семье, характер интересов, симпатий и антипатий взрослых доходят до детского сознания и оставляют в них след. Пройдет время, и ситуация в России, которая на своем историческом пути переживала много невзгод, изменится. Но ребенок к тому времени уже вырастет озлобленным, с чувством ущербности своего народа, что крайне опасно для его будущего».
Поэтому в настоящее время именно формирование духовной культуры личности, традиционно являющееся одной из важнейших задач педагогики, наиболее остро стоит перед педагогами и родителями.
Разработанный в детском саду цикл занятий «От Руси – к России» позволяет решать эту задачу более эффективно. Почему?
Русская история полна замечательных примеров труда, любви к Родине, самоотверженности. Это – наша нравственная основа, наше богатство. Рассказывать детям о славе и подвигах русского народа, о его героических делах и добрых начинаниях – значит заронить в их души первые семена любви к родной земле, к Отечеству. При этом обязательным условием к рассказам педагога является простота изложения, искренний и эмоциональный его характер, яркая и образная речь взрослого. Детям рассказывают о том, что любили и во что верили наши предки:
С какими бы событиями Отечественной истории не знакомили педагоги детей, главное – довести до детского сознания, что их участники – герои и защитники народа и русской земли – сильные, бесстрашные и высоконравственные личности, посвятившие себя служению людям и чему-то Высшему; вызвать в детях желание чем-то быть похожими; формировать в сознании ребенка высокий образ Человека.
Для усиления впечатлений детей на занятиях нередко используются произведения изобразительного искусства, поэтическое слово, музыка. И далекое прошлое оживает, становится ближе, понятнее, эмоционально значимее для детей. Учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, в содержание занятий включаются элементы детской изобразительной и практической продуктивной деятельности, широко используются разнообразные дидактические игры, картинки-загадки, проблемные картинки, кроссворды и др.
Каждый год накануне Дня Победы в детском саду проводятся мероприятия, посвященные победе нашего народа в Великой Отечественной войне.
В конкурсе «Рисуют дети войну» принимают участие воспитанники старших дошкольных групп. В рисунках они отражают свои впечатления от знакомства с событиями тех далеких военных лет. И рисуют мальчики жестокие сражения, а девочки «выносят с поля боя раненых бойцов».
Традиционным стало так же возложение цветов к памятнику защитникам Родины, который расположен в самом тихом и зеленом парке нашего города. Здесь, под гранитной плитой с именами героев, похоронены солдаты и офицеры, павшие в кровопролитных боях с фашистскими захватчиками на подступах к Москве.
Одной из важнейших задач работы по развитию нравственно-патриотических чувств детей является воспитание никогда уже не исчезающего чувства любви к родным местам, которое с возрастом крепнет, расширяется и превращается в самое прочное и возвышенное чувство – любовь к Родине. История Земли Калужской уникальна уже тем, что многие события, повлиявшие на судьбу России, происходили здесь, на Калужской Земле. Участников этих событий, наших предков-калужан, отличали преданность и верность Родине. Познакомить детей с ратными подвигами героев, мирными трудами и заботами людей, живущих на этой Земле, пробудить в сердцах детей чувства гордости и восхищения прошлым своего народа – основная цель созданного в МБДОУ историко-краеведческого цикла занятий«Пусть увидится вам Россия».
С большим интересом и волнением дети узнают о подвиге маленького деревянного лесного городка Козельска и о его жителях, которые семь недель противостояли до зубов вооруженному монголо-татарскому полчищу, не пропуская его к Москве.
Гордостью переполняются детские сердца, когда они узнают, что именно засадный полк князя Боровского, прозванного Хоробрым, решил исход Куликовской битвы.
А разве может не вызвать восхищение тот факт, что именно Калужская земля родила на свет великого главнокомандующего Г.К.Жукова, что именно Калуга стала «колыбелью космонавтики», так как здесь жил и творил гениальный ученый К.Э.Циолковский, что город, в котором они живут, стал первым наукоградом России.
С каким бы уголком Калужского края не знакомили педагоги детей – они обращают внимание на красоту природы, неповторимый природный ландшафт.
Любовь к Родине.… Для маленького ребенка она начинается с малого: с интереса и привязанности к своей семье, родному дому, природе родного края. Вот почему так важно именно в дошкольном детстве заложить в маленьком человеке основы бережного и созидательного отношения к родной природе. А это значит – пробудить в ребенке способность замечать прекрасное и даже изысканное в природе и наслаждаться такими открытиями.
Образы природы, запечатленные в поэзии, музыке, произведениях художественной литературы и изобразительного искусства, являясь источниками прекрасных мыслей, чувств и настроений, помогают детям увидеть красоту природы проникновенно и светло.
Интегрированные мероприятия, завершающие работу с детьми в большом познавательно-эстетическом блоке, построены на синтезе искусств и включают наиболее запомнившийся и полюбившийся детям репертуар. Сочетание разных видов детской деятельности:
позволяют детям выразить свой интерес и восхищение красотой природы родного края.
Особое место в работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей в МБДОУ занимает цикл занятий и бесед по приобщению к отечественной духовной традиции. Их воспитательного влияния на личность ребенка и формирование его мировоззрения невозможно переоценить. На многих занятиях ставится задача – пробудить в ребенке человечность, чуткость, милосердие, великодушие, ответственность, обязательность и другие необходимые черты характера.
Вместе с тем, содержание работы с детьми не сводится лишь к этической проблематике. Детям помогают понять, во что верили и что любили наши предки. Рождественские и Пасхальные вечера, которые проводятся в МБДОУ, помогают ввести детей в культурную традицию празднования христианских праздников. Построенные на сочетании прекрасной музыки, высокой поэзии, театрализованных сцен, исполненных при совместном участии детей и взрослых, они оставляют неизгладимое впечатление в душе ребенка.
Успешной реализацией задач по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников во многом способствует объединение творческих усилий всего педагогического коллектива МБДОУ.
На общеразвивающих занятиях разного вида:
в совместной деятельности, на прогулках и экскурсиях, в рамках клубного вечера педагоги ставят перед собой и решают следующие задачи: