Чтобы почувствовать себя настоящим исследователем тайн окружающего мира, маленькие первооткрыватели надевают белые халаты, шапочки, получают значки, которые прикрепляются на груди. Значки соответствуют разным типам исследований: исследователи воды получают значок в форме капельки воды; исследователи воздуха – в форме воздушных пузырьков или воздушного шарика.
Комплект оборудования конкретному занятию для каждого «юного ученого» заранее и размещается на небольшом индивидуальном подносе. После проведения опытов ребенок сам убирает свой поднос. Чтобы увлечь детей экспериментальной деятельностью, на первом занятии можно провести красивый и будоражащий опыт, например «Тайнопись».
В последующем привлекательным отправным моментом становятся события, вызывающие интерес детей и позволяющие поставить вопрос для исследования. Это могут быть реальные события, происходящие в данный период, например, яркие природные явления или общественные события. Это может быть ситуация, специально смоделированная педагогом: внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям и вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность. И, наконец, это могут быть события, происходящие в жизни возрастной группы, заражающие большую часть детей и приводящие к устойчивым интересам (например, увлечение динозаврами или коллекционирование красивых камней).
Почувствовав себя ученым, исследователем, первооткрывателем, ребенок может только в том случае, если рядом с ним не учитель-назидатель и наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, проявляющий искреннюю заинтересованность и уважение к результату других. Поэтому позиция взрослого на занятии – быть всегда вместе (рядом) с детьми, в общем круге, за реальным круглым столом, приглашающем к равному участию в работе, обсуждении, исследовании.
Описание опытов
1. Тайнопись
Цель эксперимента:
Написать тайную записку и проявить её.
Материалы:
Глубокая тарелка, чашка (250 мл), пипетка, йод, лимон, листок из блокнота, кисточка.
Процесс:
- Налейте в тарелку полчашки (125 мл) воды
- Добавьте 10 капель йода и размешайте
- Выжмите лимон в чашку
- Возьмите листок из блокнота, который должен свободно помещаться в тарелке
- Окуните кисточку в лимонный сок и напишите что-нибудь на бумаге
- Дайте соку высохнуть
- Погрузите листок бумаги в раствор йода
Итоги:
Весь лист бумаги становится синим - кроме надписи. На тёмном фоне выделяются слова.
Почему?
Крахмал, находящийся на бумаге, соединяется с йодом и образует сине-фиолетовые молекулы. Витамин С тоже соединяется с йодом и образует бесцветные молекулы. Те места на бумаге, куда попал лимонный сок, не изменились в цвете, так как лимон содержит витамин С.
2. Пленённые пузырьки
Цель эксперимента:
Показать выделение газа из раствора.
Материалы:
Бутылка газировки (0,5 л), воздушный шарик, изолента или клейкая лента (около 20 см).
Процесс:
- Откупорьте бутылку с газировкой
- Наденьте на горлышко воздушный шарик
- Изолентой закрепите шарик на горлышке
- Зажмите через шарик горлышко бутылки пальцем и взболтайте бутылку
- Поставьте бутылку
- Наблюдайте за шариком и за содержимым бутылки
Итоги:
Из газировки выделяются пузырьки газа, и шарик раздувается.
Почему?
Раствор - это сочетание растворителя и растворённого вещества. В газировке вода является растворителем таких веществ, как сахар, красители, углекислый газ и ароматизаторы. Под давлением в воде растворяется большое количество углекислого газа. Часто, открывая бутылку, мы слышим щелчок, потому что газ, скопившийся в верхней её части, вырывается наружу очень стремительно. При встряхивании растворённый газ быстрее выходит из жидкости, образуя пузыри. Вырывающийся наружу углекислый газ оказывает достаточное давление на стенки шарика, чтобы его надуть.
Практика убедительно показывает, что экспериментальная деятельность помогает развить у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию научного мировоззрения. Главное, чтобы интерес к исследованиям и открытиям со временем не угас. И тогда, быть может, в недалеком будущем «На пыльных тропинках далеких планет» останутся следы наших ребят-любознаек и почемучек, воспитанников «Звездочки».