Работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в нашем детском саду началась со дня его открытия после реконструкции. Это был непростой 1991 год, когда только начинали выходить в свет новые российские дошкольные программы. О программе по духовно-нравственному воспитанию в те годы невозможно было и мечтать. И тем не менее, на первом пед. совете педагоги детского сада принимают решение о том, что основой, краеугольным камнем воспитательной системы детского сада должно стать именно духовно-нравственное развитие дошкольников.
Начали работу с формирования и развития добрых, гуманных ежедневных и ежегодных традиций в жизни каждой возрастной группы, детского сада в целом. Этими традициями (а они существуют до сих пор) стали:
- утро радостных встреч;
- ежедневные этические чтения;
- итог совместно прожитого дня;
- широкое использование в образовательном процессе доступных восприятию дошкольников форм народной культуры, русского классического наследия;
- совместное творчество детей и взрослых в самых разных видах деятельности.
Каждая из этих (и других) традиций решала определенную воспитательную задачу.
Утро радостных встреч позволяло ребенку каждое утро переживать чувство своей нужности и значимости для детского коллектива, понимать свою самоценность.
Итог совместно прожитого дня ориентировал дошкольников на поиск лучших качеств личности окружающих детей и взрослых.
Приобщение к национальной культуре (особенно устное народное творчество) помогало ребенку разобраться в таких понятиях, как
- добро и зло,
- милосердие и жестокость,
- добрый юмор и злой сарказм.
Совместное творчество позволяло лучше понять духовный мир ребенка, насытить его деятельность прекрасными образами, придать ей творческий характер.
В комплексе традиции создавали особую атмосферу добра, любви, уважения к окружающим, согласия, сотрудничества и сотворчества, становилась «питательной средой» детской нравственности.
Постепенно коллектив педагогов становился более опытным и зрелым.
Пришла потребность в обращении к православной культуре, как богатейшему источнику духовных и нравственных ценностей. Именно они, по мнению педагогов детского сада, должны стать той основой, тем прочным фундаментом личности ребенка, который в дальнейшем поможет уберечь его от бездуховности, жестокости, от безверия в себя, свой народ, свою Родину.
Первым шагом в этом направлении стало введение детей в культурную традицию празднования главных православных праздников. Так появилась в детском саду Рождественские и Пасхальные вечера. Каждому празднику предшествовала большая предварительная работа
- с детьми разучивался добрый и светлый поэтический и музыкальный репертуар с православной тематикой,
- вместе со взрослыми они участвовали в создании театральных сцен,
- в увлекательной художественно-творческой деятельности.
Надо видеть, с каким увлечением и восторгом накануне праздника Рождества мастерят дети белоснежных ангелов с прозрачными крыльями, чтобы затем повесить их на Рождественскую елку, с какой любовью и старанием расписывают Пасхальные яйца, чтобы подарить их друзьям или родителям. Все это создает атмосферу предвкушения праздника, ожидания чуда.
И чудо. действительно, происходит. Построенные на сочетании
- художественно-речевой,
- музыкальной,
- театрализованной деятельности.
Рождественские и Пасхальные вечера оставляют у детей много ярких впечатлений и глубоких переживаний, запоминаются им надолго.
Постепенно программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников набирала силу. От введения детей в культурную традицию празднования Православных праздников мы перешли к знакомству с событиями, лежащими в их основе, к рассказу о Святых Подвижниках Земли Русской, к знакомству с красотой и величием православных храмов, к совместным размышлениям о важных нравственных понятиях.
Безусловно, не все то, с чем мы знакомим детей, глубоко доходит до их сознания. Важно, другое - все то доброе и светлое, чем мы стремимся напитать умы и сердца наших воспитанников не проходит бесследно для их духовно-нравственного развития.