Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры

 Работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в нашем детском саду началась со дня его открытия после реконструкции. Это был непростой 1991 год, когда только начинали выходить в свет новые российские дошкольные программы. О программе по духовно-нравственному воспитанию в те годы невозможно было и мечтать. И тем не менее, на первом пед. совете педагоги детского сада принимают решение о том, что основой, краеугольным камнем воспитательной системы детского сада должно стать именно духовно-нравственное развитие дошкольников.

Начали работу с формирования и развития добрых, гуманных  ежедневных и ежегодных традиций в жизни каждой возрастной группы, детского сада в целом. Этими традициями (а они существуют до сих пор) стали:

  •  утро радостных встреч;
  •  ежедневные этические чтения;
  •  итог совместно прожитого дня;
  •  широкое использование в образовательном процессе доступных восприятию дошкольников форм народной культуры, русского классического наследия;
  •  совместное творчество детей и взрослых в самых разных видах деятельности.

Каждая из этих (и других) традиций решала определенную воспитательную задачу.

Утро радостных встреч позволяло ребенку каждое утро переживать чувство своей нужности и значимости для детского коллектива, понимать свою самоценность.

Итог совместно прожитого дня ориентировал дошкольников на поиск лучших качеств личности окружающих детей и взрослых.

Приобщение к национальной культуре (особенно устное народное творчество) помогало ребенку разобраться в таких понятиях, как

  • добро и зло,
  • милосердие и жестокость,
  • добрый юмор и злой сарказм.

Совместное творчество позволяло лучше понять духовный мир ребенка, насытить его деятельность прекрасными образами, придать ей творческий характер.

В комплексе традиции создавали особую атмосферу добра, любви, уважения к окружающим, согласия, сотрудничества и сотворчества, становилась «питательной средой» детской нравственности.

Постепенно коллектив педагогов становился более опытным и зрелым.

Пришла потребность в обращении к православной культуре, как богатейшему источнику духовных и нравственных ценностей. Именно они, по мнению педагогов детского сада, должны стать той основой, тем прочным фундаментом личности ребенка, который в дальнейшем поможет уберечь  его от бездуховности, жестокости, от безверия в себя, свой народ, свою Родину.

Первым шагом в этом направлении стало введение детей в культурную традицию празднования главных православных праздников. Так появилась в детском саду Рождественские и Пасхальные вечера. Каждому празднику предшествовала большая предварительная работа

  • с детьми разучивался добрый и светлый поэтический и музыкальный репертуар с православной тематикой,
  • вместе со взрослыми они участвовали в создании театральных сцен,
  • в увлекательной художественно-творческой деятельности.

Надо видеть, с каким увлечением и восторгом накануне праздника Рождества мастерят дети белоснежных ангелов с прозрачными крыльями, чтобы затем повесить их на Рождественскую елку, с какой любовью и старанием расписывают Пасхальные яйца, чтобы подарить их друзьям или родителям. Все это создает атмосферу предвкушения праздника, ожидания чуда.

И чудо. действительно, происходит. Построенные на сочетании

  • художественно-речевой,
  • музыкальной,
  • театрализованной деятельности.

Рождественские и Пасхальные вечера оставляют у детей много ярких впечатлений и глубоких переживаний, запоминаются им надолго.

Постепенно программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников набирала силу. От введения детей в культурную традицию празднования Православных праздников мы перешли к знакомству с событиями, лежащими в их основе, к рассказу о Святых Подвижниках Земли Русской, к знакомству с красотой и величием православных храмов, к совместным размышлениям о важных нравственных понятиях.

Безусловно, не все то, с чем мы знакомим детей, глубоко доходит до их сознания. Важно, другое -  все то доброе и светлое, чем мы стремимся напитать умы и сердца наших воспитанников не проходит бесследно для их духовно-нравственного развития.

Наверх