Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Музыкально-хореографическое воспитание

Музыкально-хореографический театр «Гармония»

из опыта работы по развитию музыкальных способностей детей в МБДОУ "ЦРР – детский сад №6 «Звездочка» г.Обнинска

«Хореография – зримая наука» Н.Ефименко

В течение ряда лет в МБДОУ "Центр развития ребенка – детский сад №6 «Звездочка» создан и ежегодно радует своих зрителей новой постановкой музыкально-хореографический театр «Гармония».

Особенностью театра является то, что во всех его театрализованных представлениях и хореографических спектаклях наравне со взрослыми участвуют дети. И это не какая-то группа особо одаренных детей. Участники спектаклей – самые обыкновенные дети старшего возраста, посещающие детский сад. Участие каждого ребенка в театрализованных постановках стало возможным, благодаря использованию системы взаимосвязанных по содержанию и тематически и взаимодополняющих друг друга занятий по хореографии, сольфеджио и знакомству с музыкальными шедеврами, направленных на развитие музыкально-эстетического восприятия и раскрытие музыкальных способностей каждого ребенка.

Еще одной особенностью театра является его репертуар, состоящий исключительно из высокохудожественных произведений классической и народной музыки.

За годы работы театральный коллектив осуществил 15 крупных постановок: хореографические спектакли по мотивам балетов П.И.Чайковского «Щелкунчик»; «Спящая красавица»; С.Прокофьева «Золушка»; Э.Грига «Пэр Гюнт»; и театрализованные представления по мотивам опер Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»; «Сказка о царе Салтане»; «Сказка о золотом петушке»; М.И.Глинки «Руслан и Людмила» и т.д.

На этапе подготовки к созданию нового спектакля детей знакомят с художественным произведением, лежащим в основе сценария:

  • рассматривают иллюстрации к художественному произведению;
  • беседуют по его содержанию;
  • пересказывают или драматизируют наиболее полюбившиеся детям отрывки.

Уже в процессе драматизаций дети пробуют найти выразительные движения, характеризующие каждый музыкальный образ, меняются ролями, дополняя создаваемые образы героев своими творческими находками.

В дальнейшем проводится цикл музыкальных бесед по непосредственному знакомству детей с музыкальным произведением. Детям рассказывают историю его создания, а затем последовательно знакомят с основными эпизодами. Задача педагога, который проводит «музыкальные беседы» : научить детей определять характер музыкальных фрагментов, узнавать основные музыкальные темы, характеризующие главных персонажей произведения, понимать язык человеческих чувств и переживаний, выраженных в музыке, проникаться ее настроением. Для прослушивания отбираются музыкальные фрагменты, наиболее ярко и выразительно характеризующие сказочные образы.

Одновременно с циклом музыкальных бесед, посвященных знакомству с музыкальным произведением, положенным в основу будущего спектакля, на занятиях по хореографии с детьми разучиваются отдельные танцы и хореографические композиции, а на занятиях по сольфеджио – доступные детям вокальные произведения или их фрагменты (если в основу спектакля положена опера).

Музыкальная беседа строится таким образом, что подача нового материала сочетается с повторением уже знакомого детям, и они оказываются то в роли эмоциональных и заинтересованных зрителей и слушателей, то в роли непосредственных участников происходящего действия, и сама музыкальная беседа становится одновременно и занятием, и очередной  «репетицией» спектакля.

Конечно, для достижения красоты и выразительности исполнения детьми хореографических и вокальных сцен требуются и индивидуальные занятия, и занятия по подгруппам, позволяющие учитывать индивидуальные особенности развития каждого ребенка, от каждого ребенка добиться интересных результатов.

Важно, что созданная при постановке спектакля атмосфера сотрудничества детей и взрослых доставляет им радость творчества, оказывает положительное влияние на формирование сообщества детей и взрослых в детском саду.

Создание спектакля – коллективный творческий труд взрослых и детей: наравне со взрослыми дети принимают участие в обсуждении, как сделать ту или иную сцену более выразительной, вместе переживают успехи и неудачи, учатся терпению, настойчивости, приобретают чувство ответственности – качества, необходимые будущей личности.

Наверх